Украшение берестяных изделий резьбой

Украсить берестяное изделие можно и путём вырезания на нём узоров. Техника сама по себе давняя, ведь в принципе можно было вырезать их обычным ножом. Но в современном виде можно сказать что заимствование идёт однозначно со стороны берестяных изделий, тем более что исходный материал богат и самобытен.

Техники

Варианты того, как именно можно украсить резьбой берестяное изделие, многочисленны. По большому счёту их можно разделить на: поверхностную резьбу, прорезную резьбу и аппликацию.

Хотя в чистом виде они встречаются не часто и обычно комбинируются как между собой так и с совершенно другими технологиями. В случае Томской бересты можно говорить о практическом отсутствии в ней техники поверхностной резьбы. Тут есть такая интересная особенность, что поверхностная резьба по дереву в Томске вполне развита, но если взять ту же деревянную архитектуру, то также обнаружим её только в незначительном количестве.

Прорезная резьба — это, пожалуй, одна из визитных карточек именно Томской бересты. Узор здесь образуется с помощью системы сквозных отверстий. Такой подход конечно создаёт некоторые проблемы, не всякий узор выполним в такой технике. Но и вместе с тем даёт новые возможности. Размещая прорезные узоры в несколько слоёв, комбинируя слои с разным цветом, можно добиться фантастических художественных эффектов. Кстати для Томской техники характерно именно использование слоёв бересты разных цветов (иногда дерева), фольга и прочие материалы в качестве подкладки почти не применяются.

Аппликация — традиционная техника для листовых материалов, которая вполне применима и к бересте. Тут также обычно обыгрывают разные цвета подложки и наклеиваемых элементов. Достигается это или выбором изначально отличных цветов бересты, либо различной обработкой материала. Существенным отличием от всем привычной бумажной аппликации является объёмность.

Береста имеет вполне ощутимую толщину и аппликация из неё сама по себе создаёт ощущение объёма узора. Которое может быть усилено многократным наложением элементов и наличием уже в них прорезной резьбы через которую частично видны нижние слои.

Встречаются также и различные комбинации техник. Например разновидность аппликации при которой элемент не наклеивается на предыдущий слой, а вклеивается в специально вырезанное в нём отверстие.

Степень уникальности

Автоматизировать и оптимизировать в наше время можно почти всё. Резьба по бересте тут не исключение. Хотя в смысле извлечения прибыли и массового производства тут всё не так хорошо как в случае с тиснением. Штамповать (в буквальном смысле этого слова) изделия тут не получается, но убыстрить и удешевить процесс тут можно.

Лазерные резаки и 3D фрезеры способны быстро воспроизвести любой узор в больших количествах. Другое дело что каждый раз для его создания нужно надолго задействовать эту довольно дорогостоящую технику. Да и требования к обслуживающему её персоналу довольно высокие. Так что каких-то аномально дешёвых изделий тут не получить. Таким образом обычно изготовляется многослойная аппликация с очень сложными узорами.

Вообще в плюсы метода относиться обычно весьма достойное качество конечных изделий, ведь программа это не штамп и всегда есть возможность без особых затрат подправить допущенные огрехи. Опять же сам метод не предполагает штампования сотен и тысяч изделий близнецов для получения рентабельности. Вполне можно на основе одного начального узора делать небольшие партии каждая из которых несколько отличается от другой (другое дело что пользуются этим нечасто . . . сотнями штамповать и здесь проще).

Самым же распространённым способом массового производства резной бересты сегодня является ручной труд. Так что часто самые массовые и недорогие изделия в технике резьбы — это действительно ручная работа. Единственный минус тут в том что массово производить таким образом не очень просто. Всё же когда речь идёт о ручной работе то у человека должен быть талант к этому делу, да и для сложных изделий требуется весьма серьёзный опыт. Потому массовая резная береста сегодня представляет собой довольно запутанную и неразработанную нишу. Одной из основных сложностей в которой является создание образцов пригодных для массового воспроизведения персоналом с начальной степенью подготовки.

Ниша же авторских изделий в технике резьбы вполне благополучно живёт и развивается.

Трудности и особенности массового производства позволили мастерам чётко позиционироваться и получать за своё творчество вполне адекватную цену. Изделия в этой технике всегда легко узнаваемы и художественно выразительны, а значит пользуются устойчивым спросом у ценителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
pohozhie-programmy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: